12.11.2014

К 126-летию выдающегося авиаконструктора А.Н.Туполева. Интервью с А.А.Туполевым

К 126-летию выдающегося авиаконструктора А.Н.Туполева. Интервью с А.А.Туполевым 10 ноября 2014 года, в 126-й день рождения выдающегося авиационного конструктора Андрея Николаевича Туполева, заместитель директора дирекции маркетинга и внешних связей ОАО «Туполев» Андрей Алексеевич Туполев дал интервью корреспондентам Объединенной редакции московских электронных СМИ «Москва Медиа». Внук выдающегося авиационного конструктора рассказал о семье Туполевых, о выборе своей профессии и о сегодняшнем положении дел на предприятии, которое было основано его дедом более девяти десятков лет назад.
«Дед был новатором, не боялся использовать передовой опыт и уникальные по тем временам технологии. Как бы сказали сейчас, он занимался не только наукой, но и инновационным развитием страны, - вспоминает Андрей Алексеевич. - Он был волевым человеком, умел продвигать свои проекты, лоббировать интересы предприятия. Один из первых в стране почувствовал, что будущее не за деревянной, а за цельнометаллической авиацией».
На становление А.Н. Туполева как величайшего авиаконструктора, безусловно, повлияла встреча с Николаем Егоровичем Жуковским (всемирно известный русский учёный, основоположник современной аэродинамики, «отец русской авиации»), учеником и первым помощником которого в создании ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского— крупнейший государственный научный авиационный центр России) и стал Андрей Николаевич.
По словам внука, А.Н. Туполев никогда не позволял себе опускать руки. Даже когда его арестовали по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации в 1937 году, он продолжал трудиться на благо страны.
«Коллеги деда часто приезжали домой, работа не ограничивалась стенами КБ, часто по ночам дед и его сослуживцы у нас дома продолжали конструировать самолеты. Разумеется, это повлияло и на выбор моей профессии – после школы я поступил в МАИ», - рассказывает А.А. Туполев.
Андрей Алексеевич также напомнил, что на «туполевских» самолетах установлено 78 мировых рекордов и выполнено порядка 30 выдающихся перелетов.
Сегодня ОКБ А.Н. Туполева (ОАО «Туполев») – это сплоченный коллектив молодых талантливых специалистов и опытнейших конструкторов высочайшего уровня квалификации, обладающих уникальным опытом конструирования самолетов. На предприятии и его филиалах реализуется техническое переоснащение, направленное на повышение уровня производства за счет внедрения информационных технологий («безбумажная» разработка изделия), лучших инновационных решений и мировых практик для создания конкурентоспособных самолетов повышенной надежности, безопасности и комфортности.
Андрей Алексеевич отметил, что недавно произошло объединение ОАО «Туполев» и ОАО «КАПО им С.П. Горбунова». Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова приобрел статус филиала компании. Такие структурные изменения позволят дать новый импульс в области отечественного авиастроения.
В заключение беседы Андрей Алексеевич подчеркнул, что в современном мире важное значение имеет обучение авиаперсонала и подготовка к эксплуатации и обслуживанию авиационной техники. Авиационный учебно-методический центр ОАО «Туполев» (АУМЦ-Ту) занимается подготовкой, повышением квалификации авиационного персонала ЖЛИ и ДБ, заводов-изготовителей, авиакомпаний и переподготовкой к эксплуатации авиационной техники разработки ОАО «Туполев» в соответствии с утвержденными программами обучения.

Память

Могила А.Н. Туполева находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Имя А.Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г.п. Сокол В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт
(с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени
А.Н. Туполева). В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А.Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян). В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву. В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях». установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое. В г. Казани установлен памятник А.Н. Туполеву (скульптор А.К. Кислов, 2014).

Награды и звания

Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972) Герой Труда (1926) восемь орденов Ленина (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968) орден Октябрьской Революции (1971) орден Суворова II степени (1944) орден Отечественной войны I степени (1943) два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933) орден Красной Звезды (17.8.1933) орден «Знак Почёта» (1936) орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964) медали заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947) Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104 Сталинских премий первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов Сталинская премия степени (1949) Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций Премия им. Н. Е. Жуковского (1958) Золотая авиационная медаль ФАИ (1958) премия имени Леонардо да Винчи (1971) Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).