30.07.2014
К 100-летию со дня рождения Сергея Михайловича Егера
К 100-летию со дня рождения Сергея Михайловича Егера
30 июля 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, Героя Социалистического труда, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Ленинской премии, члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора - одного из отцов-основателей ОКБ А.Н.Туполева Сергея Михайловича Егера.
Сергей Егер родился 30 июля 1914 года в селе Романовка Тамбовской губернии, в семье инженера. Окончил Тамбовскую школу – семилетку.
В 1932 году поступает в Московский авиационный институт на вечернее отделение и одновременно устраивается на работу в КОСОС ЦАГИ, начальником которого был Андрей Николаевич Туполев. Хорошая образовательная и техническая подготовка способствовали быстрому профессиональному росту. К 1936 году – он уже начальник бригады и секретарь комитета комсомола филиала ЦАГИ. Сложилась и семейная жизнь – жена и маленький ребёнок.
Всё прерывается внезапно, в одночасье, когда по стране раскручивается страшный смерч Сталинских репрессий. В марте С.М.Егера арестовывают по стандартному в то время обвинению в шпионаже. Бутырская тюрьма. Допросы. Общая камера, через которую уходили на расстрел. Лагерь.
В таких условиях в Болшевском лагере в мае 1939 года в организованной Берией «шараге» и встретились А.Н.Туполев, назначенный руководителем группы по проектированию военных самолётов, и С.М.Егер, в 25 лет ставший руководителем проектных работ - «правой рукой» А.Н.Туполева. С тех пор – все 36 лет, до смерти А.Н.Туполева они работали вместе.
Начались работы с проекта 4-хмоторного пикирующего бомбардировщика, который быстро, с возникновением угрозы нападения сухопутных войск Германии, перерос в меньший, более массовый 2-хмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, ставший одним из лучших самолётов Великой Отечественной войны.
В послевоенный период С.М.Егер становится Главным конструктором семейства переходных самолётов от поршневого Ту-2 к реактивному Ту-14. В этот период в погоне за скоростью зарождаются, осваиваются и внедряются новые технические решения: компоновка реактивных двигателей, носовое шасси, стреловидные крылья и оперение. При разработке самолета Ту-78 С.М.Егер предлагает новую аэродинамическую схему – 3-хдвигательный самолёт с размещением воздухозаборника в основании киля. На этом же самолёте применяется герметичная кабина с наддувом воздуха от ТРД, также впервые устанавливаются бустера в системе управления. С.М.Егер в то время был и Главным конструктором первого советского реактивного бомбардировщика Ту-77 (Ту-12), провёл его заводские и государственные испытания.
Под руководством С.М.Егера создавались и ставшие знаменитыми «счастливые» самолёты ОКБ – Ту-16 и Ту-95. Важной вехой стал штурмовик Ту-91 с винтовым турбореактивным двигателем, намного опередивший потребности войск для локальных войн.
Для создания самолёта с атомной силовой установкой потребовался новый объём знаний. С помощью А.Н.Туполева С.М.Егер организует лекции крупнейших учёных-атомщиков в ОКБ, постоянно поддерживая связь с передовой наукой. С появлением лазерной техники лекции в ОКБ читал лауреат Нобелевской премии Н.Г.Басов.
По инициативе С.М.Егера в ОКБ появилась первая в Советском Союзе бортовая ЭВМ УМ-1, разработанная в США Старосом и Бергом, перебежавшими потом в СССР, и организована лаборатория В.Н. Волохова по созданию к ней программного обеспечения.
С получением в ОКБ заказа на перехватчик С.М.Егер предлагает А.Н.Туполеву «летающую платформу» для запуска ракет ПВО – самолёт Ту-128. С этой целью С.М.Егер организует в отделе бригаду Боевого Применения. Так в конце 50-х годов С.М.Егер предпринял попытку организации научной школы проектирования боевых авиационно-ракетных комплексов, основанную на системности исследований, комплексности принимаемых решений, использования в работе самых передовых научно-технических достижений, применения в проектных и расчётных работах вычислительной техники. Создание бригады Боевого Применения в ОКБ явилось серьёзным научным вкладом в методологию обоснования боевых авиационно-ракетных комплексов. Именно тогда С.М.Егер просит А.Н.Туполева переговорить с академиком П.С.Александровым о создании на мехмате МГУ специального потока для инженеров промышленности с целью повышения их математической грамотности, что и было сделано.
Этапным в жизни С.М.Егера стали работы по созданию семейства самолётов Ту-22 и разработка самолёта Ту-154, когда он снова был назначен А.Н.Туполевым Главным конструктором самолёта и прошёл с ним путь от осевой линии на чертеже до серийного производства, эксплуатации и экспорта в капиталистические страны.
Через два с половиной года после смерти А.Н.Туполева С.М.Егер был вынужден уйти из ОКБ в Московский авиационный институт, на первую кафедру самолётостроительного факультета, где уже давно работал по совместительству, а с 1968 года возглавил кафедру. Он считал необходимым заинтересовать авиацией первокурсников с самого начала их обучения, поэтому вёл курсы «Введение в специальность» и «Основы авиационной техники». На старших курсах он читал «Проектирование самолётов». Материалы лекций и опыт преподавания С.М.Егер обобщил в учебнике «Проектирование реактивных пассажирских самолётов», вышедшем в свет в 1964 году, также принял активное участие в общем труде кафедры – «Проектирование самолётов», в последующем трижды переиздававшимся и получившим Государственную премию.
В 1975 году на кафедре появилось направление автоматизированного проектирования самолётов. С.М.Егер был назначен заместителем председателя координационного совета Минвуза СССР по САПР. Итогом этой деятельности стал написанный совместно с О.С.Самойловичем и Н.К.Лисейцевым учебник «Основы автоматического проектирования».
С.М.Егер вёл большую научно-общественную работу: был членом экспертной группы ВАК, работал в экспертной комиссии по Ленинским и Государственным премиям, в редсовете издательства «Машиностроение». Сотни специалистов авиационной промышленности, слушавшие лекции Сергея Михайловича, считают себя его учениками. К их числу относятся более 20 аспирантов и соискателей, защитивших под его руководством кандидатские диссертации.
Генеральный конструктор самолётов семейства «Ил» Г.В.Новожилов вспоминал о С.М.Егере:
«Меня всегда восхищали его сообщения, чёткость изложения, логика в доказательствах, умение держать аудиторию в определённом напряжении, аргументировать ответы на трудные вопросы, таков был стиль Сергея Михайловича. Откровенно скажу, я у него учился…».
Сергей Михайлович Егер умер 30 июля 1987 года в день своего рождения, оставив после себя десятки конструкций самолётов, новую современную школу самолётостроения, до последних дней продолжая работу профессионального обучения молодого поколения авиационной науки и техники.
Коллектив ОАО «Туполев» чтит сложившиеся за многие десятилетия традиции, с большим уважением относится к истории предприятия, заслуженным сотрудникам, внесшим значительный вклад в развитие и становление туполевской конструкторской школы и отечественной авиации. К памятной дате был выпущен буклет, посвященный 100-летию со дня рождения С.М.Егера, в музее ОКБ А.Н.Туполева была организована экспозиция, посвященная работам юбиляра, его значительному вкладу в самолетостроение. На первом этаже открылась тематическая фотогалерея, в которой собраны уникальные фотографии из фондов музея ОКБ А.Н.Туполева и семейного архива С.М.Егера, а также редкие снимки самолетов, в создании которых он принимал непосредственное участие. По сложившейся доброй традиции 30 июля 2014 года туполевцы почтут память выдающегося коллеги возложением цветов к мемориалу великого авиастроителя на Кунцевском кладбище.
30 июля 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, Героя Социалистического труда, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Ленинской премии, члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора - одного из отцов-основателей ОКБ А.Н.Туполева Сергея Михайловича Егера.
Сергей Егер родился 30 июля 1914 года в селе Романовка Тамбовской губернии, в семье инженера. Окончил Тамбовскую школу – семилетку.
В 1932 году поступает в Московский авиационный институт на вечернее отделение и одновременно устраивается на работу в КОСОС ЦАГИ, начальником которого был Андрей Николаевич Туполев. Хорошая образовательная и техническая подготовка способствовали быстрому профессиональному росту. К 1936 году – он уже начальник бригады и секретарь комитета комсомола филиала ЦАГИ. Сложилась и семейная жизнь – жена и маленький ребёнок.
Всё прерывается внезапно, в одночасье, когда по стране раскручивается страшный смерч Сталинских репрессий. В марте С.М.Егера арестовывают по стандартному в то время обвинению в шпионаже. Бутырская тюрьма. Допросы. Общая камера, через которую уходили на расстрел. Лагерь.
В таких условиях в Болшевском лагере в мае 1939 года в организованной Берией «шараге» и встретились А.Н.Туполев, назначенный руководителем группы по проектированию военных самолётов, и С.М.Егер, в 25 лет ставший руководителем проектных работ - «правой рукой» А.Н.Туполева. С тех пор – все 36 лет, до смерти А.Н.Туполева они работали вместе.
Начались работы с проекта 4-хмоторного пикирующего бомбардировщика, который быстро, с возникновением угрозы нападения сухопутных войск Германии, перерос в меньший, более массовый 2-хмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, ставший одним из лучших самолётов Великой Отечественной войны.
В послевоенный период С.М.Егер становится Главным конструктором семейства переходных самолётов от поршневого Ту-2 к реактивному Ту-14. В этот период в погоне за скоростью зарождаются, осваиваются и внедряются новые технические решения: компоновка реактивных двигателей, носовое шасси, стреловидные крылья и оперение. При разработке самолета Ту-78 С.М.Егер предлагает новую аэродинамическую схему – 3-хдвигательный самолёт с размещением воздухозаборника в основании киля. На этом же самолёте применяется герметичная кабина с наддувом воздуха от ТРД, также впервые устанавливаются бустера в системе управления. С.М.Егер в то время был и Главным конструктором первого советского реактивного бомбардировщика Ту-77 (Ту-12), провёл его заводские и государственные испытания.
Под руководством С.М.Егера создавались и ставшие знаменитыми «счастливые» самолёты ОКБ – Ту-16 и Ту-95. Важной вехой стал штурмовик Ту-91 с винтовым турбореактивным двигателем, намного опередивший потребности войск для локальных войн.
Для создания самолёта с атомной силовой установкой потребовался новый объём знаний. С помощью А.Н.Туполева С.М.Егер организует лекции крупнейших учёных-атомщиков в ОКБ, постоянно поддерживая связь с передовой наукой. С появлением лазерной техники лекции в ОКБ читал лауреат Нобелевской премии Н.Г.Басов.
По инициативе С.М.Егера в ОКБ появилась первая в Советском Союзе бортовая ЭВМ УМ-1, разработанная в США Старосом и Бергом, перебежавшими потом в СССР, и организована лаборатория В.Н. Волохова по созданию к ней программного обеспечения.
С получением в ОКБ заказа на перехватчик С.М.Егер предлагает А.Н.Туполеву «летающую платформу» для запуска ракет ПВО – самолёт Ту-128. С этой целью С.М.Егер организует в отделе бригаду Боевого Применения. Так в конце 50-х годов С.М.Егер предпринял попытку организации научной школы проектирования боевых авиационно-ракетных комплексов, основанную на системности исследований, комплексности принимаемых решений, использования в работе самых передовых научно-технических достижений, применения в проектных и расчётных работах вычислительной техники. Создание бригады Боевого Применения в ОКБ явилось серьёзным научным вкладом в методологию обоснования боевых авиационно-ракетных комплексов. Именно тогда С.М.Егер просит А.Н.Туполева переговорить с академиком П.С.Александровым о создании на мехмате МГУ специального потока для инженеров промышленности с целью повышения их математической грамотности, что и было сделано.
Этапным в жизни С.М.Егера стали работы по созданию семейства самолётов Ту-22 и разработка самолёта Ту-154, когда он снова был назначен А.Н.Туполевым Главным конструктором самолёта и прошёл с ним путь от осевой линии на чертеже до серийного производства, эксплуатации и экспорта в капиталистические страны.
Через два с половиной года после смерти А.Н.Туполева С.М.Егер был вынужден уйти из ОКБ в Московский авиационный институт, на первую кафедру самолётостроительного факультета, где уже давно работал по совместительству, а с 1968 года возглавил кафедру. Он считал необходимым заинтересовать авиацией первокурсников с самого начала их обучения, поэтому вёл курсы «Введение в специальность» и «Основы авиационной техники». На старших курсах он читал «Проектирование самолётов». Материалы лекций и опыт преподавания С.М.Егер обобщил в учебнике «Проектирование реактивных пассажирских самолётов», вышедшем в свет в 1964 году, также принял активное участие в общем труде кафедры – «Проектирование самолётов», в последующем трижды переиздававшимся и получившим Государственную премию.
В 1975 году на кафедре появилось направление автоматизированного проектирования самолётов. С.М.Егер был назначен заместителем председателя координационного совета Минвуза СССР по САПР. Итогом этой деятельности стал написанный совместно с О.С.Самойловичем и Н.К.Лисейцевым учебник «Основы автоматического проектирования».
С.М.Егер вёл большую научно-общественную работу: был членом экспертной группы ВАК, работал в экспертной комиссии по Ленинским и Государственным премиям, в редсовете издательства «Машиностроение». Сотни специалистов авиационной промышленности, слушавшие лекции Сергея Михайловича, считают себя его учениками. К их числу относятся более 20 аспирантов и соискателей, защитивших под его руководством кандидатские диссертации.
Генеральный конструктор самолётов семейства «Ил» Г.В.Новожилов вспоминал о С.М.Егере:
«Меня всегда восхищали его сообщения, чёткость изложения, логика в доказательствах, умение держать аудиторию в определённом напряжении, аргументировать ответы на трудные вопросы, таков был стиль Сергея Михайловича. Откровенно скажу, я у него учился…».
Сергей Михайлович Егер умер 30 июля 1987 года в день своего рождения, оставив после себя десятки конструкций самолётов, новую современную школу самолётостроения, до последних дней продолжая работу профессионального обучения молодого поколения авиационной науки и техники.
Коллектив ОАО «Туполев» чтит сложившиеся за многие десятилетия традиции, с большим уважением относится к истории предприятия, заслуженным сотрудникам, внесшим значительный вклад в развитие и становление туполевской конструкторской школы и отечественной авиации. К памятной дате был выпущен буклет, посвященный 100-летию со дня рождения С.М.Егера, в музее ОКБ А.Н.Туполева была организована экспозиция, посвященная работам юбиляра, его значительному вкладу в самолетостроение. На первом этаже открылась тематическая фотогалерея, в которой собраны уникальные фотографии из фондов музея ОКБ А.Н.Туполева и семейного архива С.М.Егера, а также редкие снимки самолетов, в создании которых он принимал непосредственное участие. По сложившейся доброй традиции 30 июля 2014 года туполевцы почтут память выдающегося коллеги возложением цветов к мемориалу великого авиастроителя на Кунцевском кладбище.