18.03.2014

Интервью с пилотом СЛО «Россия» Николаем Усачевым

Интервью с пилотом СЛО «Россия» Николаем Усачевым Интервью с пилотом СЛО «Россия» Николаем Усачевым
6 марта 2014 года, в преддверии начала обучения очередной группы пилотов ФГБУ «Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации на базе АУМЦ-Ту, пилот-инспектор правительственного отряда Николай Евгеньевич Усачев поделился своим мнением о самолетах марки «Ту», о работе президентского отряда и подготовке летного состава. Беседа прошла в бизнес-центре ОАО «Туполев» при участии заместителя директора АУМЦ-Ту - начальника службы обеспечения и маркетинга Романа Иосифовича Филимончука.

О СЛО «Россия»

«В настоящее время в СЛО «Россия» наряду с зарубежной техникой эксплуатируются самолеты отечественного производства: Ил-96, Ту-214, Ту-204-300, Ту-134, Ан-148, Як-40. Отряд обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц Российской Федерации. Поэтому для работающих здесь пилотов главное – это безопасность полетов. СЛО «Россия» работает в тесном взаимодействии с Федеральной службой охраны (ФСО), что накладывает определенные ограничения и на систему подготовки летного состава, и на технику.

Что касается самолетов марки «Ту» (Ту-214ПУ, Ту-214СУС и т.д.), это очень надежные машины, качественно спроектированные, по любой из систем идет практически четырехкратное резервирование. По нашей статистике, количество отказов минимально, конструктивные недостатки в самолетах Ту-214 устраняются благодаря тесному сотрудничеству СЛО «Россия» и ОАО «Туполев».

О подготовке и обучении летного состава

«Особые функции Специального летного отряда «Россия» требуют более высокой профессиональной подготовки летного состава, чем в коммерческих авиакомпаниях. Во-первых, в отряд берут людей надежных во всех отношениях, все пилоты приходят с большим опытом летной работы.

Во-вторых, в независимости от уровня квалификации каждый член летного экипажа проходит ежегодную переподготовку со сдачей экзаменов. Это требование Федеральных авиационных правил, по которым для выполнения полетов в гражданской авиации летчик любой авиакомпании (в том числе СЛО «Россия») раз в год должен проходить обучение для отработки навыков пилотирования, поведению в кризисных ситуациях. При этом, если по стандартной программе, утвержденной Росавиацией, обучение на один тип самолета в среднем длится от 8 дней, сотрудники СЛО «России» проходят 14-дневные курсы повышения квалификации на различных модификациях самолетов.

По этим вопросам СЛО «Россия» с самого начала эксплуатации в отряде туполевских машин (уже более 10 лет) тесно работает с Авиационным учебным центром ОАО «Туполев». Пилоты СЛО «Россия» в обязательном порядке проходят обучение в АУМЦ-Ту. Это связано с тем, что в правительственном отряде эксплуатируются уникальные самолеты – это модификации Ту-214: СР, СУС, ПУ, все нюансы и технические особенности которых знают только разработчики и конструктора. По государственному контракту в 2014 году обучение должны пройти 110 человек».

Николаем Евгеньевичем во время беседы было сказано много теплых слов в отношении самолетов марки «Ту». По мнению профессионального летчика, который за 35 лет на летной работе неоднократно выполнял полеты на Ту-134УБЛ, Ту-22, Ту-22М3, Ту-134, Ту-214 и Ту-204-300, самолеты марки «Ту» - это «надежные и замечательные воздушные суда, имеющие богатейшую историю».


Николай Евгеньевич Усачев

Профессиональный летчик, пилот-инспектор Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации.

Родился в 1958 году в городе Серпухов Московской области. В 1975 году окончил школу и поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. М. М. Расковой. Здесь же начал и трудовую деятельность в должности летчика-инструктора. С 1980 по 1987 обучал курсантов, летая сначала на Ил-28, а потом на Ту-134УБЛ.

В 1987 году, после обучения пилотированию первого отечественного дальнего сверхзвукового ракетоносца Ту-22, перешел в действующие ВВС на должность заместителя командира эскадрильи тяжелого бомбардировочного авиационного полка. В 1990 году поступил в Академию им. Ю. А. Гагарина, после окончания которой в 1993 году был направлен в Чкаловскую специальную отдельную авиационную эскадрилью МВД. Освоил Ан-72, Ту-134 - летал на них до демобилизации в 1998 году. С 1999 года выполняет полеты в гражданской авиации. Также работал в Департаменте летных стандартов, где освоил Ту-204-300. Обучение проходил в АУМЦ-Ту.

В 2007 году перешел на работу в Специальный летный отряд «Россия». По короткой программе прошел переподготовку на Ту-214. Выполняет полеты на Ту-214 и Ту-204-300, занимается обучением пилотов на Ан-148.

На летной работе - в общей сложности 35 лет. Общий налет - около 9000 часов, из них 4600 часов - в гражданской авиации.