22.06.2012

Золотая страница в истории отечественной авиации – рекордный АНТ-25

Золотая  страница  в истории  отечественной  авиации – рекордный АНТ-25 Золотая страница в истории отечественной авиации – рекордный АНТ-25. К 75-летию межконтинентальных рекордных перелетов экипажей В.П. Чкалова и М. М. Громова на самолетах АНТ-25 через Северный полюс в США.
В 2012 году исполнилось 75 лет с момента осуществления экипажами Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова сверхдальних беспосадочных перелетов через Северный полюс в США на рекордной машине АНТ-25.

Самолет был построен в двух экземплярах-опытная машина и дублер. Первый полет состоялся 22 июня 1933 года, после чего, в течение нескольких лет, велись доработки и совершенствование. Так, по  истечении четырех  лет  доводочных  испытаний  и  целой  серии  сверхдальних  перелетов   в границах СССР,  наконец-то  наступило  время  выполнить  трансарктические  перелеты  через  Северный  полюс  в  США.
Окончательное решение по трансарктическому перелету, имея опыт организации перелета по "Сталинскому маршруту" было решено проводить после организации научной дрейфующей станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 г. дрейфующая станция "Северный полюс-1" во главе с И.Д. Папаниным была организована с помощью туполевских ТБ-3А "Авиарктика".
Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с просьбой разрешить перелет по маршруту Москва-Северный полюс-Америка. Через четыре дня после организации станции "Северный полюс-1" Сталин принял экипаж и достаточно долго беседовал с ним, после чего дал свое согласие и одобрил маршрут.

Для подготовки перелета была создана специальная комиссия, в которую вошли М.М.Каганович (глава авиапрома), А.Н.Туполев, Я.И.Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на

Щелковский аэродром, где началась непосредственная подготовка к перелету. За своевременную и тщательную подготовку самолета отвечал Е.К. Стоман. Для обеспечения перелета были привлечены радиостанции Северного морского пути. Пароходы и ледоколы Северного флота готовились, чтобы, в случае чего, оказать немедленную помощь. В Канаде и в США была подготовлена сеть радиостанций для приема радиограмм с борта и передачи информации на борт. Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и составлены для экипажа графики режима полета. Особое внимание и экипаж, и наземные службы обращали на двигатель (М-34Р на АНТ-25 при температуре выше плюс пятнадцать градусов на повышенных оборотах начинал перегреваться). Когда принималось решение о полете, Сталин поинтересовался:
"...Так вы говорите, что выбор самолета сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не надо забывать.
- Товарищ Сталин, - ответил Чкалов, - так ведь один мотор
- сто процентов риска, а четыре мотора - четыреста."
Готовясь к полету, Чкалов и его коллеги прекрасно понимали насколько важно отладить этот единственный на самолете двигатель, от которого во многом будет зависеть и успех многочасового перелета, и, в конце концов, их жизнь и жизнь, и судьба создателей АНТ-25. Вместе с мотористами Чкалов занимался регулировкой М-34Р, добиваясь получения оптимальных параметров.
В начале июня было решено форсировать сроки перелета. Причина была следующая: перед экипажем стояла задача первыми определить возможность этого перелета, а затем передать информацию об особенностях работы, наблюдения и рекомендации по доработке отдельных элементов самолета, двигателя и оборудования на самолете М. Громова, который должен был лететь вслед за ними. Оба перелета необходимо было уложить в летние месяцы и желательно в период июнь-июль, когда обстановка по маршруту более или менее благоприятная. Предложение экипажа по ускорению сроков подготовки многим показалось авантюрой. Но за экипажем была уверенность в самолете, опыт предыдущего перелета, да и подготовка к трансарктическому перелету началась фактически с августа 1936 г.

После всех доработок машина была оснащена необходимыми параметрами для достижения необходимой дальности полета. Полностью подготовленный к перелету АНТ-25 был переведен на Щелковский аэродром и ждал своего часа.
Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 4 мин со Щелковского аэродрома был взят старт этого беспримерного перелета. Путь лежал на север. Где-то внизу под крыльями впервые в мире дрейфовали в заполярных широтах четыре советских исследователя: И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов и Е.К. Федоров. Дальше     не  изведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики теряли силы. Сменяться приходилось каждый час. Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле. Наконец, после 62 часов полета показался Портленд, но из-за нелетной погоды аэропорт был забит множеством самолетов, и сажать самолет некуда.  Экипажем принимается новое решение: самолет перелетает на другой берег реки Колумбус и совершает посадку на небольшом военном аэродроме Баракс близ города Ванкувер.
20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин по московскому времени экипаж В.П. Чкалова закончил перелет по маршруту Москва-Кольский полуостров-Баренцево море-Земля Франца Иосифа-Северный полюс-Остров Мелвилл-Остров Бенкса-Пирс Поинт-Острова Королевы Шарлотты-Ванкувер. За 63 ч. 16 мин. самолет пролетел более 9130 км (8582 км по прямой) – факт утвержден как национальный рекорд СССР. Мировой  же рекорд  в  этой  классификации полетов  на  дальность  через  месяц,  летя  по тому  же  маршруту, установил  экипаж  М.М. Громова на дублере АНТ-25-1.  Самолет находился в воздухе 62 ч 17 мин и преодолел расстояние в 11 500 км.

Имена героев не сходили со страниц газет и журналов всего мира. В честь завершения полета прошли торжественные церемонии в Портленде и Ванкувере. Затем В.П. Чкалов, Г.Ф.

Байдуков и А.В. Беляков совершили триумфальную поездку по США с официальным приемом президента-Франклина Рузвельта.

26 июля 1937 года, выполнив свою почетную миссию, посланцев из СССР в США, летчики-герои вернулись в Москву, где их ждала грандиозная встреча соотечественников в духе тех времен.
АНТ-25 экипажа Чкалова в разобранном виде следом был доставлен в СССР и помещен в ангар музея им. Чкалова, где находится и по настоящее время.
Эти исторические перелеты продемонстрировали всему миру не только мужество, смелость и мастерство наших летчиков, но и высокий уровень отечественного самолетостроения.