07.02.2012

40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154

40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154 09.02.2012 г. 40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154.
9 февраля 2012 года исполняется 40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154 - самого массового реактивного пассажирского самолёта отечественного производства.

При создании Ту-154 разработчики учитывали потребности динамично развивающейся гражданской авиации и предусмотрели широкие возможности модернизации машины. Ту-154 вбирал в себя всё передовое, что было на тот период в теории и практике отечественного самолётостроения, отвечал требованиям новейших достижений авиационной науки и техники.

Мощная конструктивно-технологическая база и ценнейший опыт, приобретенные в послевоенный период при разработке, испытаниях, доводке и эксплуатации первых реактивных пассажирских самолётов, позволили коллективу туполевцев в середине 1960-х годов создать самолёт, по многим параметрам и комплексным показателям существенно превосходящий сразу несколько типов отечественных пассажирских самолётов и способный заменить их всех в эксплуатации на ближайшие десятилетия.

Свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва — Минеральные Воды. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И. Багмута, второго пилота А.В. Алимова, штурмана В.А. Самсонова и бортинженера С.С. Сердюка. Уже через 2 месяца - 2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях. Ни один отечественный лайнер не перевёз столько пассажиров – на Ту-154 летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. В середине 1980-х годов на самолётах Ту-154 выполнялась значительная доля перевозки авиапассажиров в нашей стране. Ту-154 выполнял полёты по маршрутам, связывающим практически все крупные города СССР, в летние периоды стал основным «перевозчиком» туристов и отдыхающих в южные города страны. Самолёты Ту-154 совершали полёты в более чем 80 городов Европы, Азии и Африки, неоднократно представлялись на различных международных выставках и авиационных салонах. Всего с начала эксплуатации парк самолётов Ту-154 налетал более 25 миллионов лётных часов, выполнил более 12 миллионов посадок и перевёз более 1,5 миллиарда пассажиров.

На сегодняшний день самарским авиационным заводом ОАО «Авиакор» выпущено более 930 Ту-154 различных модификаций, около 200 из них экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, Германскую Демократическую Республику (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию и другие.

Наиболее успешной из массовых вариантов стала модификация Ту-154М, созданная под руководством А.С. Шенгардта, в которой за счёт применения новых, более экономичных двигателей, а также улучшения местной аэродинамики планера и силовой установки удалось значительно поднять экономические показатели самолёта.

Долголетний опыт эксплуатации Ту-154 в самых разных климатических условиях, при самых разных уровнях технического обслуживания подтвердил его высокую эксплуатационную надёжность и хорошие лётно-технические характеристики.

9 февраля 2012 года в зале Научно-технического совета ОАО «Туполев» состоится торжественное мероприятие в честь 40-летия с начала пассажирских перевозок на самолёте Ту-154 с награждением сотрудников предприятия и ветеранов, принимавших непосредственное участие в создании легендарного пассажирского самолёта, памятными медалями.

Шенгардт Александр Сергеевич (родился в 1925 г.)

Заслуженный Конструктор РФ. Лауреат Ленинской премии. Ветеран труда. Почётный авиастроитель. Ветеран Великой Отечественной войны.

Окончил МАТИ (1948 г.). С 1948 года - в ОКБ А.Н. Туполева. Прошёл долгий путь от инженера-конструктора III-ей категории до главного конструктора ОКБ. Участвовал в проектировании этапных самолётов Ту-16 и Ту-95. Принимал активное участие в создании абсолютного большинства самолётов, выпущенных в период с 1948 по 1960 год, кроме того первых беспилотных летательных аппаратов.

Ведущий конструктор по самолётам Ту-134 и Ту-154. С 1975 по 2011 год - главный конструктор самолётов Ту-134 и Ту-154. Первый помощник А.А. Туполева по внедрению в эксплуатацию самолётов Ту-154А, Ту-154В и Ту-154В2 – первого самолёта, обеспеченного технической документацией международного класса. Организатор широкой продажи самолётов Ту-154 за границу. Руководитель работ по модификации Ту-154 - Ту-154М.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.