27.04.2012
60 лет первому полёту дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16
27 апреля 2012 года исполняется 60 лет со дня первого полёта дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16 - первого отечественного бомбардировщика, предназначенного для решения стратегических задач, одного из лучших послевоенных самолетов в своем классе. Во второй половине 40-х годов перед авиационной промышленностью основных авиационных держав мира, в том числе и перед советской авиапромышленностью, была поставлена задача создания дальних бомбардировщиков, оснащенных турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассчитанными на крейсерские полёты со скоростями близкими к скорости звука.
Для СССР создание дальнего бомбардировщика - носителя с турбореактивными двигателями, способного поражать цели в радиусе до 3000 км было жизненно важной программой. Самолёт данного класса должен был стать эффективным средством сдерживания, способным поражать американские военные базы на европейском и азиатском континентах, осуществлять удары по политико-экономическим и военным центрам союзников США, вести активную борьбу с боевыми соединениями кораблей флотов США и Великобритании, в частности с авианосными соединениями, представлявшими стратегическую угрозу, а также срывать океанские перевозки США на европейский континент, без которых любые длительные боевые действия западных союзников против СССР были весьма проблематичны.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, в июне 1950 года в ОКБ А.Н. Туполева приступили к постройке опытного образца самолёта Ту-16. Все работы по самолёту Ту-16 от первого прототипа до самых последних серийных и опытных модификаций, а их было под 50 (вместе с единичными вариантами эта цифра приближалась к сотне), бессменно возглавлял ведущий по теме, а с середины 50-х годов Главный конструктор Д.C. Марков.
27 апреля 1952 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Н.С. Рыбко впервые поднял самолёт в воздух.
Конструкция самолёта, выбор материалов, оборудования и систем, а также технологические процессы выбирались и прорабатывались с учётом реальных возможностей отечественной авиационной промышленности и условий разворачивания массового серийного производства и эксплуатации. Все это позволило в короткий срок создать авиационную ударную систему, ставшую одним из основных средств сдерживания СССР в 50-ые годы. Серийное производство самолёта Ту-16, начавшееся в 1953 году, продолжалось до конца 1963 года. Всего тремя серийными заводами: в Казани (завод №22), в Куйбышеве (завод №1) и в Воронеже (завод №64) - было выпущено более полутора тысяч Ту-16 различных модификаций.
По своим характеристикам и компоновке Ту-16 оказался настолько удачным, что на его основе без особых проблем коллектив ОКБ А.Н. Туполева создал первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.
Первые Ту-16 начали поступать на вооружение соединений Дальней Авиации и Авиации ВМФ в начале 1954 года. Для советских ВВС Ту-16 стал первой дальней машиной, на которой наши строевые лётчики вышли на скорости порядка 1000 км/ч. В 50-ые годы советские лётчики могли законно с гордостью говорить, что летают на одном из самых современных самолётов в мире. Самолёт Ту-16 стал первым отечественным массовым дальним носителем ядерного оружия, а затем и первым дальним скоростным самолётом-ракетоносцем. На самолётах типа Ту-16 советские ВВС впервые в массовом порядке освоили систему дозаправки топливом в полёте.
Ту-16 – долгожитель стратегической авиации. Самолёт состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. В годы «холодной войны», в период жесткого ядерного противостояния первой половины 60-х годов во многом благодаря именно бомбардировщикам Ту-16 сложился примерный паритет между наступательными ядерными потенциалами СССР и США. Ту-16 поставлялся в ряд зарубежных стран, строился по лицензии в КНР. Некоторые модификации Ту-16 в настоящее время находятся на вооружении ВВС КНР.
Дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, имеющий самое современное на тот период оборудование, исключительно мощное и рационально скомпонованное оборонительное вооружение, впитавший в себя все новейшие достижения науки и техники, заслуженно стал одним из признанных шедевров отечественного и мирового самолётостроения.
Для СССР создание дальнего бомбардировщика - носителя с турбореактивными двигателями, способного поражать цели в радиусе до 3000 км было жизненно важной программой. Самолёт данного класса должен был стать эффективным средством сдерживания, способным поражать американские военные базы на европейском и азиатском континентах, осуществлять удары по политико-экономическим и военным центрам союзников США, вести активную борьбу с боевыми соединениями кораблей флотов США и Великобритании, в частности с авианосными соединениями, представлявшими стратегическую угрозу, а также срывать океанские перевозки США на европейский континент, без которых любые длительные боевые действия западных союзников против СССР были весьма проблематичны.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, в июне 1950 года в ОКБ А.Н. Туполева приступили к постройке опытного образца самолёта Ту-16. Все работы по самолёту Ту-16 от первого прототипа до самых последних серийных и опытных модификаций, а их было под 50 (вместе с единичными вариантами эта цифра приближалась к сотне), бессменно возглавлял ведущий по теме, а с середины 50-х годов Главный конструктор Д.C. Марков.
27 апреля 1952 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Н.С. Рыбко впервые поднял самолёт в воздух.
Конструкция самолёта, выбор материалов, оборудования и систем, а также технологические процессы выбирались и прорабатывались с учётом реальных возможностей отечественной авиационной промышленности и условий разворачивания массового серийного производства и эксплуатации. Все это позволило в короткий срок создать авиационную ударную систему, ставшую одним из основных средств сдерживания СССР в 50-ые годы. Серийное производство самолёта Ту-16, начавшееся в 1953 году, продолжалось до конца 1963 года. Всего тремя серийными заводами: в Казани (завод №22), в Куйбышеве (завод №1) и в Воронеже (завод №64) - было выпущено более полутора тысяч Ту-16 различных модификаций.
По своим характеристикам и компоновке Ту-16 оказался настолько удачным, что на его основе без особых проблем коллектив ОКБ А.Н. Туполева создал первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.
Первые Ту-16 начали поступать на вооружение соединений Дальней Авиации и Авиации ВМФ в начале 1954 года. Для советских ВВС Ту-16 стал первой дальней машиной, на которой наши строевые лётчики вышли на скорости порядка 1000 км/ч. В 50-ые годы советские лётчики могли законно с гордостью говорить, что летают на одном из самых современных самолётов в мире. Самолёт Ту-16 стал первым отечественным массовым дальним носителем ядерного оружия, а затем и первым дальним скоростным самолётом-ракетоносцем. На самолётах типа Ту-16 советские ВВС впервые в массовом порядке освоили систему дозаправки топливом в полёте.
Ту-16 – долгожитель стратегической авиации. Самолёт состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. В годы «холодной войны», в период жесткого ядерного противостояния первой половины 60-х годов во многом благодаря именно бомбардировщикам Ту-16 сложился примерный паритет между наступательными ядерными потенциалами СССР и США. Ту-16 поставлялся в ряд зарубежных стран, строился по лицензии в КНР. Некоторые модификации Ту-16 в настоящее время находятся на вооружении ВВС КНР.
Дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, имеющий самое современное на тот период оборудование, исключительно мощное и рационально скомпонованное оборонительное вооружение, впитавший в себя все новейшие достижения науки и техники, заслуженно стал одним из признанных шедевров отечественного и мирового самолётостроения.