К 35-летию первого полета Ту-204
Среднемагистральный пассажирский узкофюзеляжный самолет Ту-204 был разработан ОКБ А.Н. Туполева (сегодня АО «Туполев») для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154.
Ту-204 разрабатывался как самолет нового поколения, обеспечивающий существенное улучшение летно-технических характеристик и комфорта пассажиров.
В конструкции лайнера Ту-204 широко использовались новые сплавы на основе алюминия, физико-механические и ресурсные характеристики которых существенно превосходили аналогичные параметры применявшихся ранее конструкционных материалов. Применялись новые стали, различные полимерные и композитные материалы.
При разработке Ту-204 конструкторы учли все возможные требования современного авиастроения и международных стандартов полетов. Инженеры изначально стремились к тому, чтобы самолет получился экономичным и нешумным, соответствуя при этом всем экологическим нормам своего времени.
Ту-204 использует российские двигатели ПС-90А, на нём применены электродистанционная система управления, электронно-цифровая система управления двигателями с полной ответственностью, сверхкритические профили крыла, блоки оборудования с цифровыми вычислителями и другие новшества, не использовавшиеся на самолётах предыдущих поколений.
На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/214 входят пассажирские, VIP-, грузовые и специальные модификации.
Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полётам в страны Европейского союза, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки.
В 2003 году за создание самолета Ту-204 и его последующей модификации Ту-214 ведущие сотрудники ОКБ А. Н. Туполева были удостоены Государственной премии в области науки и техники.