27.07.2011

64-я годовщина первого полёта фронтового бомбардировщика Ту-12

64-я годовщина первого полёта фронтового бомбардировщика Ту-12
27 июля 2011 года исполнилось 64 года со дня первого полёта фронтового реактивного бомбардировщика Ту-12 («77») - первого реактивного самолёта ОКБ А.Н. Туполева с двигателями РД-45. Самолёт «77» проектировался как глубокая модернизация серийного самолёта Ту-2.
27 июля 1947 года экипаж А.Д. Перелёта совершил на самолёте Ту-12 первый полёт продолжительностью 18 минут.
Особенностью компоновки самолёта «77» было размещение в гондолах под крылом, как реактивных двигателей, так и основных стоек шасси, разворачивавшихся вместе с колёсами в процессе уборки на 90⁰. У обводов гондолы, получившей в ОКБ название «головастик», мидель располагался впереди крыла с последующим уменьшением площади поперечного сечения. Её минимальная площадь находилась в зоне наибольшей толщины крыла. Таким образом, в практике ОКБ второй раз применили «правило площадей». В результате удалось уменьшить аэродинамическое сопротивление самолёта на максимальных скоростях.
30 полётов продолжительностью 14 часов 42 минуты, выполненных на этапе заводских испытаний подтвердили заявленные ОКБ лётные данные. Поскольку постройка самолёта «77» ограничивалась жёсткими сроками, первый опытный экземпляр вышел на испытания с большим количеством отличий от эскизного проекта. Многие агрегаты и новое оборудование просто не успели поступить к началу заводских испытаний, и их пришлось в экстренном порядке заменять на старые. Несмотря на это, «77» без особых осложнений прошёл заводские испытания, получил положительную оценку лётного и наземного экипажей.
2 октября лётчик-испытатель А.Д. Перелёт перегнал машину в ГК НИИ ВВС для проведения госиспытаний, проходивших (уже под обозначением «Ту-12») с 4 октября 1947 по 27 февраля 1948 года. Ведущими по самолёту были инженер В.А. Шубралов и лётчик-испытатель М.А. Нюхтиков.

По результатам госиспытаний Ту-12 (выполнено 66 полётов) отмечалось, что установка турбореактивных двигателей вместо поршневых позволила увеличить максимальную скорость полёта почти на 250 км/ч, по сравнению с серийным Ту-2. Практический потолок с полётной массой 14700 кг возрос на 2100 м. Сократилось время набора высоты, в частности, практического потолка - на 5,8 мин. Длина разбега увеличилась почти в два раза. Посадочная скорость практически не изменилась. Длина пробега и посадочная дистанция с высоты 25 м была больше, чем у Ту-2 на 385 и 230 м.