Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

А. Н. ТУПОЛЕВ

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972)

Один из крупнейших конструкторов - самолетостроителей ХХ-ого века. Генеральный конструктор. Родился в сельце Пустомазово, Кимрский район, Тверской области. Окончил МВТУ (1918г.). Ученик и первый помощник Н.Е. Жуковского в создании ЦАГИ (01.12.1918г.), в котором реализовалась его (Н.Е. Жуковского) идея создания научно-практического института, где ученые живо откликаются на проблемы практики, а инженеры воплощают идеи ученых. Основатель советского и лидер мирового тяжелого металлического стратегического самолетостроения. До 1936г. ОКБ А.Н. Туполева входило в состав ЦАГИ. Начал свою конструкторскую деятельность с создания серии аэросаней и глиссеров для конструктивного освоения нового металла-кольчугалюминия (дюраля). В 1922г. приступил к конструированию самолетов. До 1936г. под его руководством были разработаны восемь торпедных катеров и пятьдесят самолетов, в том числе стратегические: АНТ-4, АНТ-6, АНТ-42; пассажирские: АНТ-9, АНТ-20 "Максим Горький"; рекордные: АНТ-25, АНТ-37 и фронтовой бомбардировщик АНТ-40 (СБ). В 1936г. он назначается (без освобождения от руководства ОКБ) главным инженером Главного управления авиационной промышленности НКТП и формирует стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники. Необоснованно репрессирован в 1937-1941гг. В заключении работал в ЦКБ-29 НКВД над проектом "103" (Ту-2), признанным лучшим фронтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны, в которой участвовали 11 типов самолетов и тяжелых катеров Туполева. В 1941г. назначается главным конструктором. Возглавил техническое руководство перестройки советской промышленности при создании самолета Ту-4 (копия американского В-29). Созданием серии модификаций самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22М заложил основу стратегической оборонной триады вооружения Советской Армии. Созданием серии пассажирских реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154 обеспечил до 75% пассажирских перевозок Советской и Российской гражданской авиации. Им были созданы первые серийные тяжелые реактивные сверхзвуковые самолеты Ту-128 и Ту-22. Им закладывались сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, первые варианты стратегического самолета Ту-160. Под его руководством спроектировано свыше 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Был членом ЦИК СССР, Депутатом ВС СССР с 1950г., генерал-полковник, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, Герой Труда РСФСР. Премия им. Н.Е. Жуковского, Ленинская премия, пять Государственных премий СССР. Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены золотая авиационная медаль ФАИ, золотая медаль Общества основоположников авиации Франции, премия им. Леонардо да Винчи. Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Суворова второй степени, Отечественной войны первой степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, "Знак Почета", медалями, а также иностранными орденами. Имя Туполева носят ОАО "Туполев", ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева", Казанский государственный авиационный университет, остров в Обской губе Карского моря. В г. Кимры Тверской области установлен его бюст. Умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.