Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

И. М. СУХОМЛИН

Сухомлин Иван Моисеевич (1911-1993)

Герой Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1962), полковник (1951).

Родился 6 (19) мая 1911 г. в посёлке Малая Виска, ныне город Кировоградской области (Украина).

С 1926 г. работал подсобным рабочим на сахарном заводе, ремонтным рабочим на железной дороге, учеником тракториста на сахарном заводе.

В армии с декабря 1928 г. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 г. – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 г. – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. В 1931-1937 гг. – лётчик-инструктор Ейской ВАШМЛ.

Неоднократно участвовал в планерных состязаниях. В октябре 1934 г. на планере «Сталинец-2» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на двухместном планере – 24 ч 10 мин. 2-3 октября 1935 г. на планере «Сталинец-4» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере – 38 ч 10 мин. Эти рекорды являлись неофициальными мировыми авиационными рекордами.

С июля 1937 по февраль 1943 г. – лётчик-испытатель Научно-испытательного института морской авиации (г. Севастополь, с 1942 – г. Астрахань). Провёл госиспытания Че-2, МБР-7, АНТ-44, Бе-4 (1940), МДР-7 и других гидросамолётов.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 - июле 1942 г. – лётчик 80-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, летал на АНТ-44. Неоднократно бомбил военные объекты в Румынии, совершал рейсы в осаждённый Севастополь для перевозки военных грузов и эвакуации раненых. С февраля 1943 г. – помощник командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Северного флота по лётной подготовке и воздушному бою. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Як-1, участвовал в воздушных боях.

В июле 1945 г. вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ морской авиации (г. Рига, с 1948 – г. Феодосия). Поднял в небо (30 мая 1952) и провёл испытания первой реактивной летающей лодки Р-1. Провёл госиспытания МДР-6 Б-4 (1945), И-250, Бе-6 (1951-1952), Бе-6М, торпедоносца Ту-2Т, реактивного торпедоносца Ту-14Т и других.

С марта 1954 по декабрь 1973 г. – лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-96 (лето 1956; 2-й пилот), Ту-95К (июль 1956), головного Ту-114 Куйбышевского авиазавода (1958), опытного Ту-126 (23 января 1962). Провёл испытания Ту-95 (1960) и Ту-114 на больших углах атаки (1960); испытания Ту-114 при выключенном двигателе без флюгирования (1960). Принимал участие в испытаниях Ту-16, Ту-104, Ту-116 и других.

Установил 42 мировых авиационных рекорда (5 из них – 2-м пилотом): 6 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте-амфибии АНТ-44 (1940); 5 рекордов скорости на самолёте Ту-104А (1957; 2-м пилотом), 24 рекорда скорости на самолёте Ту-114 (1960), 2 рекорда грузоподъёмности на Ту-114 (1961), 5 рекордов скорости на Ту-114 (1962).

С декабря 1973 г. – в отставке. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 28 августа 1993 г. Похоронен в посёлке Родники Раменского района Московской области.

Награждён 3 орденами Ленина (1936, 1955, 1971), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1949, 1966), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), 2 орденами Красной Звезды (1944, 1957), медалями.