Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

Н. С. РЫБКО

Рыбко Николай Степанович (1911-1977)

Герой Советского Союза (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959).

Родился 13 (26) марта 1911 г. в Москве. В 1929 г. окончил курсы шофёров, работал по профессии. С 1932 г. работал техником по испытаниям самолётов в ЦАГИ. В 1933 г. окончил Московский авиационный техникум. В 1935 г. окончил лётную школу при ЦАГИ и экстерном Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С ноября 1935 по март 1939 г. – лётчик-испытатель ЦАГИ. Поднял в небо и провёл испытания Пе-8 (27 декабря 1936; 2-й пилот), экспериментального самолёта «Стрела» конструкции А.С. Москалёва (11 октября 1937). Провёл испытания ТБ-3 (1936; 2-й пилот), ВИТ-1 (1937), «Сталь-11» (1937-1938), ближнего бомбардировщика «Иванов» конструкции Н.Н. Поликарпова (1938); испытания АНТ-40 на пикирование (1936), бомбардировщика АНТ-37 на дальность (1938).

Участвовал в первом полёте и испытаниях дальнего бомбардировщика АНТ-42 (Пе-8) (1936-1937). Во время испытаний на штопор два раза покидал самолёты с парашютом.

В марте 1939 г. попал в автомобильную аварию и из-за тяжёлой травмы ноги не смог летать. Работал инженером в ЦАГИ. С апреля 1941 г. – ведущий инженер Лётно-исследовательского института. В июне 1941 г. добился восстановления на лётной работе.

С июня 1941 по июнь 1951 г. – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо (21 мая 1947) и провёл испытания дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Провёл испытания истребителей Як-7А (1942), Як-7Б (1942), силовой установки Як-9У (1943), бомбардировщика Ил-6 (1944), высотного истребителя Пе-2ВИ с гермокабиной (1944), английского истребителя «Москито-IV» (1944), трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), экспериментального планера ЛЛ-2 (1947-1949); участвовал в облёте самолётов ТИС (А, 1942), БДП (1942), Ще-2 (1943), «302П» (1944), МиГ-9 (1947), Як-15 (1947), МиГ-15 (1949), ту-12 («77», 1949) «82» (1949).

С июня 1951 по 1954 г. – лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания реактивного бомбардировщика Ту-16 (27 апреля 1952), Ту-16/2 (6 апреля 1953). В 1954 г. вновь попал в тяжёлую автомобильную аварию и не смог вернуться к лётной работе. За время лётной работы освоил около 110 типов самолётов и планеров. До 1963 г. работал ведущим инженером, инженером в ОКБ А.Н. Туполева.

Жил в Москве. Умер 28 августа 1977 г. Похоронен в Москве, на Донском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (1944, 1947, 1949, 1957), орденами Красного Знамени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Трудового Красного Знамени (1948), медалью «Золотая Звезда» (1957), другими медалями.