Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

В. Ф. КОВАЛЕВ

Ковалёв Валентин Фёдорович (1914-1972)

Герой Советского Союза (1960), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), капитан (1944).

Родился 16 (29) июля 1914 г. в городе Баку (Азербайджан). В 1931 г. окончил планерную школу в городе Минеральные Воды Ставропольского края. В 1933 г. окончил ФЗУ и Бакинский аэроклуб. В 1933-1934 гг. работал планеристом-инструктором Бакинского аэроклуба.

В 1937 г. окончил Батайскую лётную школу ГВФ. Работал пилотом (Восточно-Сибирское управление) и командиром звена учебной авиаэскадрильи Енисейского авиаотряда ГВФ. В армии с сентября 1942 г. Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1942-мае 1945 г. – командир корабля, командир отряда, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 101-го (с ноября 1944 - 31-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. За время войны совершил 194 боевых вылета на самолёте Ли-2 для перевозки вооружения и грузов на передовую и к партизанам, на бомбардировку объектов в тылу врага. С августа 1946 г. – в запасе.

В 1949 г. окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В 1947-1950 гг. - лётчик-испытатель НИИ-17 (ныне НПО «Взлёт»). Провёл испытания различных радиолокационных систем на Ли-2 и Ил-12.

В 1950-1955 гг. - лётчик-испытатель ЛИИ МАП. Участвовал в работах по испытаниям навигационной аппаратуры на Ту-16 (1955), провёл ряд работ по тематике ЛИИ на самолётах Ил-28, Пе-8, Ту-2, вертолёте Ми-4.

В 1955- 1962 гг. - лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-16Р (август 1955), головного Ту-16 серийного завода №64 в Воронеже (1955), головного Ту-104 серийного завода №135 в Харькове (5 ноября 1955), Ту-98 (1956), Ту-107 (1958), Ту-22Б (1960). Провёл испытания по отработке крыльевой системы дозаправки в воздухе Ту-16 (1955), эксплуатационные испытания Ту-104 (1956), испытания Ту-104 на критических режимах (1958). В 1956 г. впервые в стране достиг на бомбардировщике скорости звука (Ту-98).

Установил 22 мировых авиационных рекорда (из них 6 – вторым пилотом): 11 рекордов скорости, дальности и грузоподъёмности на Ту-104А (1957), 5 рекордов скорости на Ту-104Б (1959) и 6 рекордов на Ту-104Е (1960).

Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы – в Москве. Работал в ОКБ А.Н. Туполева инженером. Умер 30 ноября 1972 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина (1943, 1960), орденами Красного Знамени (1945), Красной Звезды (1943), 2 орденами «Знак Почёта» (1957, 1961), медалями (в том числе медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени).